Пресс-центр

Оптимизация бизнес-процессов

27.05.2010

Затронет ли вас этот кризис? Какие антикризисные стратегии предлагают известные эксперты

Публикация блога М.Г. Зайцева (Академический директор программы, проректор по международным программам, профессор по количественным методам в менеджменте, ИБДА (IBS-Moscow)

С недавнего времени количество спама с такой тематикой в моей почте приблизилось к спаму порнографическому. Читая время от времени рекомендации "известных экспертов" по антикризисным стратегиям на уважаемых сайтах, я часто вспоминаю анекдот, который рассказал мне несколько лет назад мой сын - в то время студент Высшей школы экономики.

Анекдот: Жили мышки в лесу: маленькие, беззащитные. Днем житья нет от лисы. Ночью - от совы. Поняли мышки, что их сообщество самое притесняемое в лесу, и что нужно что-то менять стратегически. Послали они своих представителей к мудрому Филину. И пожаловались представители Филину. Дескать, они маленькие, беззащитные, поэтому всяк их обижает, всяк на них охотится, не знают, как жить. Филин подумал и говорит: "Ну и что, что вы маленькие? Посмотрите на ежика. Он тоже маленький, но как какая опасность, он сразу в клубок свернется, иголки выставит - и никто к нему не подступится. Вот и вы - станьте, как ежики. И будет вам хорошо". Мышки обрадовались. Вот что нам надо делать! Станем как ежики! Прыгают, радуются, бегут передать радостную весть своим. Вдруг одна старая мышь остановилась, задумалась и спросила: "Ребята, а как же это мы станем ежиками?". А действительно, как? Побежали обратно к Филину. "Мудрый Филин, а как же это нам стать такими, как ежики?". А мудрый Филин отвечает: "Да бросьте вы меня ерундой грузить: как, да как? Это же операционный менеджмент. А я Стратегией занимаюсь:".

Мораль: любая стратегия, как бы она не была привлекательна, бесполезна, если нет системы управления каждодневными операциями фирмы, способной ее реализовать.


Зайцев М.Г.

Кризис - это время обратить внимание на систему управления операциями вашей компании.

У вас оптовая торговая компания?

- Попросите ваших компьютерщиков извлечь данные о продажах и запасах нескольких типичных артикулов, захороненных в вашей информационной системе.
- А потом спросите у менеджеров отдела закупок, почему уровень запаса по большинству артикулов в 20 раз превышает уровень еженедельных продаж?
- Почему при этом товаров, которые приносят максимальную валовую прибыль, нет на складе? Почему заказы на эти товары делаются раз в три месяца (в то время как вы всегда были уверены, что они должны пополняться раз в неделю)? Спросите, часто ли они смотрят на данные о продажах и запасах? И как, вообще, им удается определять чего, когда и сколько заказывать, если они работают с 6000 разных товаров, а никакой системы управления запасами в компании не существует?

У вас производственная компания?

Резко сократились возможности для получения кредитов?
- Выделите ваши "узкие места", проверьте, насколько эффективно они используются. Привлеките теорию ограничений и пересмотрите свои планы так, чтобы максимально эффективно использовать лимитирующие вас ресурсы.

Ваша компания работает в сфере услуг?
Поток клиентов снизился, продажи падают?
- Проверьте, сколько времени клиент должен ожидать ответа вашего сотрудника по телефону, сколько клиентов уходит, не дождавшись внимания вашего продавца?
- Привлеките теорию очередей для оптимизации пропускной способности вашей системы массового обслуживания.
- Проанализируйте финансовую информацию вашей компании, издержки, соответствующие различным бизнес-процессам.
- Выделите проблемные участки, анализируя стандартные финансовые соотношения.
- Вы не знаете, на какие финансовые показатели смотреть (кроме валовой маржинальной прибыли и объема продаж)?
- Вы слышали об оптимальном управлении запасами, но не знаете, о чем конкретно идет речь (и всегда считали, что это дело менеджера по закупкам или логистики)?
- Вы никогда не слышали о теории ограничений (Theory of Constrains), не подозревали о теории очередей?
- Вы хотели бы максимизировать выручку за счет введения системы гибких тарифов для клиентов из различных сегментов вашего рынка и слышали, что многие авиакомпании и сети отелей успешно применяют эту технику (Revenue Management), но не знаете, как к этому подступиться?

Тогда кризис для вас - это время учиться.

В книге "Эпоха потрясений" Алана Гринспена, который 18 лет был председателем Федеральной Резервной Системы США и всю свою жизнь пытался макроэкономическими методами бороться с циклическими кризисами американской экономики, есть такая фраза: "Рецессию прогнозировать очень сложно, потому что она в определенной мере обусловлена иррациональным поведением. Смена настроений на рынке не бывает плавной: Этот процесс скорее напоминает прорыв плотины, которая сдерживает паводок, пока в ней не появятся трещины. Хлынувший поток уносит с собой остатки доверия инвесторов, оставляя позади лишь одно - панический страх".

Но любой кризис проходит, страх ослабевает, и инвестор дрожащими руками достает свои деньги из матраса (или из облигаций казначейства США) и вкладывает их в те предприятия, которые не свернули, не "заморозили" свою деятельность в период кризиса, при недостатке финансирования, а выжили за счет оптимизации системы управления операциями и использования инноваций, далеко обогнав при этом своих конкурентов, которые тихо ждали улучшения макроэкономической конъюнктуры (под аккомпанемент "мнений известных экспертов").

Усугубление финансового кризиса и наметившийся глобальный экономический спад заставляет бизнес школы и консалтинговые компании наперебой предлагать чудодейственные средства выживания и процветания в этот сложный период.

В рекламе одного из антикризисных семинаров я недавно прочел: "Когда все плачут, кто-то делает деньги на продаже носовых платков". Мы не предлагаем участникам нашей программы переквалифицироваться в продавцов носовых платков или похоронных катафалков (хотя и то и другое - вполне достойный бизнес).

На наш взгляд, универсальное средство борьбы с негативными факторами внешней среды - это фокусирование на потребностях ваших клиентов и повышение эффективности бизнеса. В условиях снижения спроса, понижения маржинальной прибыли, недостатка наличности и усиления конкурентной борьбы выигрывает тот, кто лучше поймет потребности рынка и оптимизирует свои бизнес процессы для их наиболее эффективного удовлетворения.

Первоисточник статьи: http://www.mbatoday.ru/analytics/74.htm


Возврат к списку

  Эффективная мотивация

 

Чем мы можем Вам помочь?

+7 (495) 943 42 14
online запрос
 
 
 

Авторизация:

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?