Интересные статьи

 Создание и усиление конкурентных преимуществ

Управление денежными потоками

27.05.2010

Затронет ли вас этот кризис? Какие антикризисные стратегии предлагают известные эксперты

Публикация блога М.Г. Зайцева (Академический директор программы, проректор по международным программам, профессор по количественным методам в менеджменте, ИБДА (IBS-Moscow)

С недавнего времени количество спама с такой тематикой в моей почте приблизилось к спаму порнографическому. Читая время от времени рекомендации "известных экспертов" по антикризисным стратегиям на уважаемых сайтах, я часто вспоминаю анекдот, который рассказал мне несколько лет назад мой сын - в то время студент Высшей школы экономики.

Анекдот: Жили мышки в лесу: маленькие, беззащитные. Днем житья нет от лисы. Ночью - от совы. Поняли мышки, что их сообщество самое притесняемое в лесу, и что нужно что-то менять стратегически. Послали они своих представителей к мудрому Филину. И пожаловались представители Филину. Дескать, они маленькие, беззащитные, поэтому всяк их обижает, всяк на них охотится, не знают, как жить. Филин подумал и говорит: "Ну и что, что вы маленькие? Посмотрите на ежика. Он тоже маленький, но как какая опасность, он сразу в клубок свернется, иголки выставит - и никто к нему не подступится. Вот и вы - станьте, как ежики. И будет вам хорошо". Мышки обрадовались. Вот что нам надо делать! Станем как ежики! Прыгают, радуются, бегут передать радостную весть своим. Вдруг одна старая мышь остановилась, задумалась и спросила: "Ребята, а как же это мы станем ежиками?". А действительно, как? Побежали обратно к Филину. "Мудрый Филин, а как же это нам стать такими, как ежики?". А мудрый Филин отвечает: "Да бросьте вы меня ерундой грузить: как, да как? Это же операционный менеджмент. А я Стратегией занимаюсь:".

Мораль: любая стратегия, как бы она не была привлекательна, бесполезна, если нет системы управления каждодневными операциями фирмы, способной ее реализовать.


Зайцев М.Г.

Кризис - это время обратить внимание на систему управления операциями вашей компании.

У вас оптовая торговая компания?

- Попросите ваших компьютерщиков извлечь данные о продажах и запасах нескольких типичных артикулов, захороненных в вашей информационной системе.
- А потом спросите у менеджеров отдела закупок, почему уровень запаса по большинству артикулов в 20 раз превышает уровень еженедельных продаж?
- Почему при этом товаров, которые приносят максимальную валовую прибыль, нет на складе? Почему заказы на эти товары делаются раз в три месяца (в то время как вы всегда были уверены, что они должны пополняться раз в неделю)? Спросите, часто ли они смотрят на данные о продажах и запасах? И как, вообще, им удается определять чего, когда и сколько заказывать, если они работают с 6000 разных товаров, а никакой системы управления запасами в компании не существует?

У вас производственная компания?

Резко сократились возможности для получения кредитов?
- Выделите ваши "узкие места", проверьте, насколько эффективно они используются. Привлеките теорию ограничений и пересмотрите свои планы так, чтобы максимально эффективно использовать лимитирующие вас ресурсы.

Ваша компания работает в сфере услуг?
Поток клиентов снизился, продажи падают?
- Проверьте, сколько времени клиент должен ожидать ответа вашего сотрудника по телефону, сколько клиентов уходит, не дождавшись внимания вашего продавца?
- Привлеките теорию очередей для оптимизации пропускной способности вашей системы массового обслуживания.
- Проанализируйте финансовую информацию вашей компании, издержки, соответствующие различным бизнес-процессам.
- Выделите проблемные участки, анализируя стандартные финансовые соотношения.
- Вы не знаете, на какие финансовые показатели смотреть (кроме валовой маржинальной прибыли и объема продаж)?
- Вы слышали об оптимальном управлении запасами, но не знаете, о чем конкретно идет речь (и всегда считали, что это дело менеджера по закупкам или логистики)?
- Вы никогда не слышали о теории ограничений (Theory of Constrains), не подозревали о теории очередей?
- Вы хотели бы максимизировать выручку за счет введения системы гибких тарифов для клиентов из различных сегментов вашего рынка и слышали, что многие авиакомпании и сети отелей успешно применяют эту технику (Revenue Management), но не знаете, как к этому подступиться?

Тогда кризис для вас - это время учиться.

В книге "Эпоха потрясений" Алана Гринспена, который 18 лет был председателем Федеральной Резервной Системы США и всю свою жизнь пытался макроэкономическими методами бороться с циклическими кризисами американской экономики, есть такая фраза: "Рецессию прогнозировать очень сложно, потому что она в определенной мере обусловлена иррациональным поведением. Смена настроений на рынке не бывает плавной: Этот процесс скорее напоминает прорыв плотины, которая сдерживает паводок, пока в ней не появятся трещины. Хлынувший поток уносит с собой остатки доверия инвесторов, оставляя позади лишь одно - панический страх".

Но любой кризис проходит, страх ослабевает, и инвестор дрожащими руками достает свои деньги из матраса (или из облигаций казначейства США) и вкладывает их в те предприятия, которые не свернули, не "заморозили" свою деятельность в период кризиса, при недостатке финансирования, а выжили за счет оптимизации системы управления операциями и использования инноваций, далеко обогнав при этом своих конкурентов, которые тихо ждали улучшения макроэкономической конъюнктуры (под аккомпанемент "мнений известных экспертов").

Усугубление финансового кризиса и наметившийся глобальный экономический спад заставляет бизнес школы и консалтинговые компании наперебой предлагать чудодейственные средства выживания и процветания в этот сложный период.

В рекламе одного из антикризисных семинаров я недавно прочел: "Когда все плачут, кто-то делает деньги на продаже носовых платков". Мы не предлагаем участникам нашей программы переквалифицироваться в продавцов носовых платков или похоронных катафалков (хотя и то и другое - вполне достойный бизнес).

На наш взгляд, универсальное средство борьбы с негативными факторами внешней среды - это фокусирование на потребностях ваших клиентов и повышение эффективности бизнеса. В условиях снижения спроса, понижения маржинальной прибыли, недостатка наличности и усиления конкурентной борьбы выигрывает тот, кто лучше поймет потребности рынка и оптимизирует свои бизнес процессы для их наиболее эффективного удовлетворения.

Первоисточник статьи: http://www.mbatoday.ru/analytics/74.htm


Возврат к списку

 

Чем мы можем Вам помочь?

+7 (495) 943 42 14
online запрос
 
 
 

Авторизация: